Православие в Дисне

09.06.2016
http://mijory.by/ryeligiya/8377-pravoslavie-v-disne.html
С 10-го столетия на этнично-белорусских землях начало распространяться греко-православное христианство. В 992 году была создана Полоцкая епархия, она включала и нашу местность.

Постепенно православие стало традиционной религией основной массы населения на протяжении нескольких столетий. Православная церковь в определённой степени была включена в общественно-политическую структуру государства и оказывала духовное, социально-экономическое и политическое влияние на людей.
Религиозная жизнь жителей Дисны тесно связана с храмом Воскресения Христова, существовавшего, по преданию, ещё в начале
13-го века. Город неоднократно горел, но церковь восстанавливали на прежнем месте до последнего пожара 1882 года. До конца 16-го века единственной христианской конфессией тут оставалось православие.

Новые и тяжёлые испытания выпали на долю православных Дисны после принятия 1 июля 1569 года Люблинского акта, согласно которого Польское королевство и Великое княжество Литовское, в состав которого входила наша местность, объединились в одно федеративное государство Речь Посполитую. После этого тут начало распространяться католичество, что принесло и угрозу ополячивания народа. В Москве тем временем смотрели на ВКЛ как на свою территорию и ради её захвата использовали православную веру наших предков. Светские и духовные лица княжества-сторонники его самостоятельности-стремились избавиться от претензий Варшавы и Москвы, а также от религиозной вражды в самой стране, предлагая новую веру, которая объединяла бы  в одном храме католичество с православием. Такую веру могла дать уния, с латинского языка это слово переводится как единство, объединение.

Эта идея осуществилась 9 октября 1596 года на Брестском церковном соборе. Белорусские и украинские православные епископы признали верховенство римского Папы, но сохранили прежние греческие обряды. Новая вера постепенно стала народной, благодаря богослужениям на родном языке. В конце 18-го века униатами были  три четверти жителей Белоруссии, и они хорошо знали, что не являются ни поляками, ни русскими.

Ситуация с увеличением в Дисне римо-католических и греко-католических прихожан потребовала от православного духовенства защиты своей веры. В 1633 году при церкви Воскресения Христова был открыт православный мужской монастырь. Хрестоматийным стал пример о прибытии в Москву в 1651 году игумена Дисненского Воскресенского монастыря Афиногена Крижановского, который объявил себя послом населения Полоцкой земли. Его "послали ко государю ис Полоцка все белорусцы… и велели ему бити челом государю, чтобы он их, белорусцев, принял в свою государеву оборону".

Во время русско-польской войны 1654-1667 годов в Дисне 5 лет находился русский гарнизон. В это время в 1661 году в центре города была построена вторая приходская Спасская церковь. При Воскресенском монастыре с 1679 г. для защиты православной веры существовало братство. Но в страшном пожаре 15 июля 1700 года сгорели обе церкви-Спасская и Воскресенская, уцелели только монастырь и трапезная Введенская церковь. Попытки восстановить храмы были пресечены властью, проводившей политику ополячивания и окатоличивания.
В 1718 году монахи Дисненского монастыря в числе других подали жалобу на насилие со стороны католиков и униатов императору Петру І. В результате его заступничества король Август ІІ в 1720 году издал диплом в защиту православных монастырей нашего края, в том числе и Дисненского. В 1726-ом православный епископ Сильвестр Четвертинский дал грамоту на восстановление Воскресенской церкви, и через два года она восстала на прежнем месте. Спасская уже не возрождалась.

В 1793 году Дисна была присоединена к Российской империи и стала административным центром уезда. Государственной религией стало православие. Католики и униаты уже не могли демонстрировать к нему прежнюю нерасположенность, хотя в городе их было большинство. Начался переход некоторых униатов в православие. Ополячивание сменилось русификацией, в чём большую роль должна была играть церковь.

В 1810 году из-за ветхости строений закрылся Воскресенский монастырь. Воскресенская церковь стала только приходской, а Введенская трапезная в 1826-ом перенесена на униатское кладбище и освещена в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия.
После восстания против царизма 1831 года, главным участником которого была ополяченная шляхта при поддержке католического духовенства, началось давление на католиков и униатов. В Дисне закрыли оба костёла и униатскую церковь, монахов-францискан изгнали. В 1840-ом деревянный костёл переделали в Николаевскую церковь за средства помещика имения Дорожковичи католика Михаила Кастровицкого, зато католикам вернули кирпичный костёл. Тогда же в городе был создан второй приход-Николаевский.
После восстания 1863 года в целях дальнейшего укрепления православия 12 мая 1870-го освещена новая кирпичная церковь Воскресения Христова, построенная на средства казны и пожертвования. Самый большой денежный взнос сделал генерал-губернатор Н. Муравьёв. На долгие годы этот храм стал главным в городе и уезде.

В память избавления императора Александра ІІ от опасности 4 апреля 1866 года в 1879-ом в Дисне возведена православная часовня напротив костёла на берегу Двины. На правой стороне от входа сделана надпись: "Господи, спаси царя и услышь ны". На левой стене-"В память события  4 апреля 1866 года. Не прикасайтеся к помазаннику моему. Владеет вышний царством человеческим. Он поставляет цари и преставляет". Крестный ход к часовне совершался ежегодно  4 апреля. Здание не пострадало во время мировых войн, но было взорвано в период воинствующего атеизма в 1958-ом.
В издании "Литовские епархиальные ведомости" от 24 июня 1882 года помещено следующее сообщение:
Пожар церквей в Дисне

От бывшего 16 июня в г. Дисне пожара сгорели две церкви: старая Воскресенская деревянная со всеми внутренними её украшениями и иконами и приходская Николаевская, также деревянная, церковные причтовые строения и собственный дом священника. Церковное имущество Николаевской церкви спасено людьми, кроме колоколов. Новая же каменная Воскресенская церковь торжественно красовалась своим православным прекрасным видом в пламени и вышла из оного ничем не вредима.

После пожара Николаевский приход сохранился, службы проводились в Георгиевской кладбищенской церкви до первой мировой войны (1914 г.), потом включён в состав Воскресенского, существующий до нашего времени.

27 июля 1904 года на православном кладбище города заложен храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии, построен в 1908-ом. После закрытия в 1944-м Воскресенской церкви он был единственным действующим храмом Дисны.

Летом 1915 года в Дисну эвакуировалось Виленское губернское управление, город на время стал центром губернии и кафедральным центром Литовской православной епархии. 18 апреля 1916-го сюда прибыл архиепископ Виленский и Литовский Тихон (В. Беллавин). Он совершал богослужения в Воскресенской церкви, стал почётным председателем комитета па строительству новой церкви в честь святого Георгия и 26 октября освятил её. А на следующий день перед отъездом в Петроград на заседании сессии Синода подписал приказ о награждении камилавкой священника Воскресенской церкви Михаила Кушнева за усердие в строительстве и открытие в Дисне церковно-приходской школы.

20 июня 1917 года архиепископ Тихон из Литовской кафедры, находящейся в Дисне, был избран на Московскую кафедру. На его место 28 июня назначен епископ Елевферий (Богоявленский), из Дисны он управлял Литовской епархией до перенесения её центра в Вильно в ноябре 1918 года.

13 (26) августа 1917 года архиепископ Тихон возведён в сан митрополита Московского и Коломенского, а 5 (18) ноября избран Патриархом Московским и всея Руси. Среди тех, кто принёс искренние поздравления святителю по этому случаю, были прихожане Воскресенской церкви. В ответ пришла  благодарственная грамота за собственноручной подписью от 2 марта 1918-го. В храме она хранится до сих пор.
В 1931 году кладбищенская церковь святого Георгия разобрана и перевезена в Стефанполь, где местная Покровская обветшала и подтапливалась во время наводнения. Тщанием священника Никифора Мойсеёнка храм восстановлен и освящён в честь преподобного Серафима Саровского.

3 июля 1944 года советские войска начали штурм Дисны, в результате боёв центральная часть города была полностью разрушена. Но Воскресенская церковь выстояла, пострадали только купола. Однако местные власти запретили ремонтировать здание и проводить  службы. Прихожане во главе с настоятелем Николаем Катковским всё имущество перенесли в кладбищенскую Одигитриевскую церковь, где богослужения продолжались.

Возрождение церковной жизни началось с празднования 1000-летия крещения Руси. Настоятель Одигитриевской церкви Геннадий Короневский при поддержке местного населения организовал восстановление Воскресенского храма, в 1991 году он был освящён. Возродилась традиция ежегодного крестного хода с иконой 16-го века Смоленской Богоматери Одигитрии 10 августа. Тысячи верующих выстраиваются в два ряда для пронесения над ними главной дисненской церковной святыни.

Ещё одним объектом поклонения верующих стали останки страдальца за веру Христову иерея Шарковщинской Свято-Успенской церкви Константина Жданова. По благославлению архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) 20 августа 2008 года  перенесены его нетленные мощи из Одигитриевской в Воскресенскую церковь. А в следующем году Синодальная комиссия приняла решение о  прославлении священника. Это богоугодное дело 13 марта 2010-го благославил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Божественная литургия с чином канонизации была совершена 4 июня 2011 года, её возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) в сослужении всех православных епископов Белоруссии. Память священномученника Константина совершается 29 апреля, в день его мученической кончины, и 4 июня - в день его церковного прославления.

Традиции высокой духовности в Дисне передаются из поколения в поколение. Вот Григорий Никифорович Вышинский организовал перезахоронение в июне 1919 года священника Константина Жданова, хотя это ему стоило жизни. Его сын Геннадий Григорьевич после возвращения с Великой Отечественной 18 лет выполнял обязанности старосты Одигитриевской церкви, награждён Грамотой Патриарха Московского и всея Руси за служение Родине и церкви. Внучка Вера Геннадьевна уже несколько лет выполняет обязанности старосты Воскресенской церкви.

Время и память сохранили имена священников Воскресенской церкви в Дисне. Это Фёдор Солавьевич, настоятель с 1831 па 1871-й. Он 39 лет служил в старом храме и 1 год-в новом, упокоен у его стен. Затем следуют настоятели Александр Грязнов (1871-1904), Николай Рафалович (1906-1916), Михаил Кушнев (1916-1919), Куприан Дылевский (1919-1934), 2-й священник Владимир Кирик (1931-1934), настоятель Александр Нестерович (1943-1938), 2-й священник, потом настоятель Николай Катковский (1937-1944).

В послевоенное время настоятелями Одигитриевской церкви являлись Николай Катковский (1944-1963), Валентин Богаткевич (1963-1965), Никита Абабурко (1965-1968), Александр Благовещенский (1968-1984), Павел Гончарук (1984-1989), Павел Ходаковский (1989-1990), Геннадий Короневский (с 1990). С 1991-го он служит в восстановленной Воскресенской церкви.

В Николаевской церкви священниками-настоятелями были Ясон Манцевич (1840-1850), Александр Соловьевич (1850-1862), Владимир Сулковский (1862-1866), Григорий Покровский (1867-1872), Иосиф Зенкевич (1872-1875), Михаил Ивановский (1875-1876), Василий Никольский (1876-1883), Георгий Крастелёв (1883-1887), Дмитрий Лебедев (1888-1890), Николай Рафалович (1879-1904), Марк Ячиновский (1904-1909), Виктор Красовский (1909-1914).

История и развитие православия в Дисне зависели от государственных образований, в состав которых входил город. В свою очередь оно оказывало большое влияние на течение местной религиозной жизни.

Пётр БОГОВИЧ, краевед.