Павловичская церковь Покрова Божией Матери
Материалы прислала Ирина Стома
Это остатки фундамента Павловичской церкви, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Церковь была разобрана где-то на рубеже 60 – 70-х гг  и перевезена в Язно. Эту церковь  чаще называли каплицей. Фото Ирины Стома
Это остатки фундамента Павловичской церкви, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Церковь была разобрана где-то на рубеже 60 – 70-х гг и перевезена в Язно. Эту церковь чаще называли каплицей. Фото Ирины Стома
Звесткі дапоўніў Павел Лаўрыновіч
У перыяд з 1844 да 1876 гады Паўлавічская царква  была прыпісной да Пуцяцінскай.
   С благословения Высокопреосвященнейшего Александра, Архиепископа Литовского и Виленского, в благополучное царствование Государя, Царя Освободителя Александра Николаевича  II, начата, с Божией помощию церковная летопись сия, в лето от Рождества Христова 1880-е Февраля 5-го дня, недостойным служителем Алтаря Господня, во имя Преображения Господа, священником села Язно Иаковом Архангельским.


    При Язненской самостоятельной есть приписная кладбищенская Путятинская церковь, присоединенная в 1876 году. Церковь эта устроена во имя Покрова Божией Матери крестьянами Куриловичского и Павловичского сельских обществ. Здание церкви деревянное с дощатой колокольней, пристроенной к церкви на столбах. Церковь, несмотря на свою недавнюю постройку в 1843 году, ветха в стенах, перекрыта тесом в 1881 году на приходские средства. Внешний вид церкви квадратный, размером от начала притвора до солеи 2,5 сажени, ширина храма 2 сажени; вместительностью она не более, как на 15 человек молящихся. Поэтому в церкви с трудом совершается Богослужение, всегда при открытых дверях храма, в зимнее и летнее время. Утварь церкви довольно бедная и по большей части состоит из старинных икон, написанных масляными красками не искусно. Иконостас церкви простой дощатый в 1 ярус. В иконостасе помещены иконы: Спасителя, Святителя Николая и Благоверного Князя Александра Невского, сооруженные в 1863 году крестьянами-прихожанами; с левой стороны 2 иконы Божией Матери. На царских вратах  решетчатых - 4 Евангелиста, но образа Благовещения нет. На горнем месте в алтаре икона Спасителя в раме за стеклом. Потолок в храме из досок, а полы кирпичные в церкви и земляной в притворе. Ризница вся и  и св. сосуды перенесены в 1876 году в Язненскую самостоятельную церковь, оставлено одно облачение, медные потир и дискос, малое полубархатное евангелие, медный с финифтью крест - для имеющихся быть в церкви Богослужений. В храмовой же и другие большие праздники  более  лучшие облачения и прочая утварь церковная привозятся из Язненской церкви. В архиве Путятинской церкви  нет никаких особо важных документов, кроме метрических и исповедных книг.
    Церковь занимает видное местоположение при бывшей дороге из Дисны, в м. Лужки, и в м. Глубокое. Ограда кругом церкви деревянная из досок и кольев, Стоит церковь вблизи деревни Павловичи и поэтому называется часто Павловичскою вместо Путятинской; последнее же название церкви заимствовано от имения Путятина, помещика Корженевского, вблизи которого стояла прежняя деревянная  Св. Успения церковь, разобранная в 1875 году священником  Даниилом Лихачевским на дрова.


    Приписной же Путятинский приход состоит из селений: Килепово, Волотовки, Амбросенки, Плейки, Павловичи, Горовые, Чубарино,  Раздерка, Фурсы, Кобяки,  Босянки, Жерствянка, Дворище, Овечки, Балаи, Норовы, Пантелеево, Крошнево,  Кисели, Морозы, Большое и Малое Заутье, Климяты, Сойчино, Гиргели и Пуговки. Все эти селения находятся также на расстоянии от обеих церквей от 1 до 8 верст в окружности. Все крестьяне - прихожане Язненской самостоятельной церкви, бывшие крепостные крестьяне помещика Корсака, прихожане же приписной Путятинской церкви частию из государственных крестьян, частию из бывших крепостных помещика Корженевского, графов Пузыны, Гинтера и его наследников Пшесецких. Язненская церковь построена в 1828 году, а приписная Путятинская в 1843 году. В обоих приходах издавна было только по одной церкви на приход. Население обоих приходов почти исключительно православного вероисповедования., есть впрочем в Путятинском приходе до 10 семейств смешанных из Римско-Католического и Православного вероисповедований. В последнее время весьма редки случаи браков православных с католичками и наоборот. Раскольников, магометан нет, из евреев же проживает в районе обоих приходов не более 5 семей. Частию евреи держат земли в аренде от крестьян, а частию занимаются  виноторговлею. Говорят все в округе исключительно на русском языке, потому что большинство жителей русских, православных.


                                                                 1906 год
                
   Все лето производился ремонт приписной Павловичской церкви на добровольные пожертвования добрых людей и общественные средства прихожан Павловичского и Куриловичского обществ.  Из ремонта сделано следующее: перекрыта вся крыша, вновь восстановлена деревянная колокольня и оббита досками церковь, кроме колокольни. На ремонт израсходовано 150 рублей. Ремонт будет продолжаться в следующем году.

                                                                                         Священник В. Смирягин


                                                                 1909 год

   31 мая сего года посетил Язненскую церковь Преосвященнейший Никандр Архиепископ Литовский и Виленский, имел ночлег у священника, а 1 июня посетил приписную Павловичскую церковь. 
                                                                                                   
                                                                                         Священник Алексей Соколов
          Церковно-приходская летопись Язненской Преображенской церкви,
Виленской губернии Дисненского уезда и благочиния,
Литовской епархии
(1880 - 1936гг)